САМАРКАНДСКОЕ МЕЖОБЛАСТНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ НАРОДНОГО - ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА "УСТО" 


Суббота, 04.05.2024, 08:13

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | резьба по дереву | Регистрация | Вход

Резьба по дереву

             Путешествуя по Узбекистану, едва ли можно встретить традиционный узбекский дом, где бы не было украшений из дерева. С древнейших времен местные мастера любили и ценили дерево и искусно обрабатывали его резьбой.

В традиционном зодчестве и быту народов Узбекистана издавна, резное дерево пользовалось огромной популярностью. В зодчестве оно использовалось в качестве важных архитектурных деталей и конструкций таких как колонны, карнизы, двери, потолки, решетки и.т.д.

Усто Насрулло Сохибназаров один из признаных мастеров народно-прикладных ремесел, известный и уважаемый во всем Узбекистане. Он резчик по дереву и реставратор в шестом поколении.
Знающие усто Насрулло люди говорят, что он может создать из  дерева абсолютно все. И это действительно так. Недавно в мастерской Насрулло Сохибназарова ученики мастера показали мне удивительные деревянные колоны, которые поддерживают своды традиционных айванов. Уникальность этой работы в том, что эти опоры увенчаны деревянными сталактитами. Для создания таких композиций использованы около 600 различных деталий. Но в данном случае речь идет не об оригинальности работы усто Насрулло. Дело в том, что он первым в Самарканде начал возрождать такую методику оформления колон для айванов. Действительно,  украшенные таким способом бревенчатые опоры раньше в городе я не встречал. Увидев их впервые, даже подумал, что это своеобразное творческое ноу-хау автора. Однако как рассказал сам усто  Насрулло, подобное оформление колон для айванов последний раз применялись  в Самарканде более ста лет назад... Например, такие образцы можно встретить в мавзолее Ходжа Ахрора Вали. Однако в советское время эти традиции были забыты и утеряны. И вот теперь они возрождаются благодаря таким мастерам как усто Насрулло.
Одной из классических работ мастера считается  реставрация уникальных деревянных дверей в медресе Абдуманона в Бухаре.. их восстановление усто Насрулло понадобилось около… 11 лет. Работа выполнялась настолько тонко и изъящно, что для ее осуществления, наряду с обычными инструментами для резьбы по дереву, применялись даже иголки.
Мастер очень бережно и уважительно относится к работам своих далеких предшественников. Благодаря этому одну створку дверей в медресе Абдуманона в Бухаре удалось восстановить на основе первоначального материала, вторую створку дверей усто Насрулло создал сам.
Искусство реставрации или создания дверей,  предназначенных для медресе или мечетей требует не только особого таланта, но и знаний, уважения к мусульманской религии. Согласно традициям, на дверях, которые устанавливались и устанавливаются на таких сооружениях, вырезаются аяты  из Священного Корана или хадисы пророка Махаммеда. А значит, мастер должен уважать, знать и признавать Ислам, владеть основами арабской письменности и искусством каллиграфии. Благодаря тому, что усто Насрулло обладает всеми этими качествами, ему доверяли самую ответственную работу на таких значимых культовых сооружениях как мавзолеи Бахоуддина Накшбанди, Имама аль-Бухари,

Имама аль - Мотуруди и многих других.
А совсем недавно, в связи с проведением международной конференции, посвященной     615-летию Мирзо Улугбека, усто Насрулло изготовил новые двери для мечети, расположенной во внутреннем дворе медресе Улугбека на площади Регистан.
Усто Насрулло придавал неповторимый восточный колорит не только религиозным сооружениям нашей республики. Он работал на многих объектах Узбекистана – в Ташкенте, в Ферганской долине, в Хорезме. за значительный вклад в сохранение и развитие национальной культуры в 2003 году Насрулло Сохибназарову было присвоено почетное звание «Народный мастер Узбекистана».
Мастера по реставрации исторических деревянных элементов говорят, что при реставрации древних  изразцов не всегда удается работать с тем материалом, на котором создавали свои произведения древние мастера. Дерево, хоть и долговечный материал, но не вечный. Поэтому отдельные элементы, а порой и все реставрируемые фрагменты приходится воссоздавать заново.
Усто Насрулло признается, что создавая деревянные орнаменты или изразцы, он старается придерживается стиля древних восточных мастеров и продолжать классические традиции. Современные резчики по дереву все больше осваивают европейские стили резьбы по дереву. В частности, некоторые его ученики в создании оформительских элементов для различной мебели, преуспели  в освоении итальянского стиля, который популярен и востребован в современном мире.
Усто Насрулло не только признанный мастер резьбы по дереву, но и мудрый и терпеливый наставник. У него более ста учеников. Некоторые из них работают вместе с  мастером, но большинство практикуют самостоятельно. На вопрос: сколько нужно времени, чтобы подготовить умелого резчика по дереву, усто Насрулло отвечает философски:
- В нашем ремесле нет каких–либо сроков подготовки специалиста.  Совершенствовать мастерство, знания необходимо  всю жизнь. Если человек считает, что он уже знает о своей профессии все, значит, он остановился в своем развитии. Настоящий мастер должен постоянно открывать и создавать в своей профессии что-то новое. Правильно говорят в народе: век живи - век учись.
Возможно  благодаря именно такому подходу к профессии усто Насрулло в свои 66 лет может изготовить из дерева любой элемент, отреставрировать самые уникальные древние изразцы, воссоздавать забытые традиции самаркандской школы резьбы по дереву и даже мастерить современную стильную мебель. Именно таких людей на Востоке издревле называли почитаемым словом Усто, что означает  Мастер.
Судьба дала Насрулло Сохибназарову двух сыновей, четырех дочерей, шестнадцать внуков. Многие из его потомков постигают в мастерской деда непростое ремесло резчиков по дереву, а значит, у многовековой династии народных мастеров Сохибназаровых есть будущее.

 

На снимках: Усто Насрулло с учениками; Двери галереи  медресе Мирзо Улугбека, изготовлены усто Насрулло Сохибназаровом.