САМАРКАНДСКОЕ МЕЖОБЛАСТНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ НАРОДНОГО - ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА "УСТО" 


Суббота, 04.05.2024, 08:33

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Золотое шитье Самарканда | Регистрация | Вход

 

Золотое шитье Самарканда !
Представление о вышивальном искусстве Самарканда будет неполным без его редкого вида - золотого шитья. Свой наивысший расцвет это искусство получило в Бухаре в середине прошлого века, где в мастерских дворца эмира искусные мастера изукрашивали роскошные одежды правителя и его свиты. Золотошвеями были как правило мужчины, передававшие ремесло по наследству своим сыновьям. Золотыми и серебряными нитями расшивались мужские халаты, головные уборы (салля), пояса; из женской одежды: платья, - халаты, головные повязки, тюбетейки, платки, обувь.

Искусство золотого шитья в середине XIX века достигло высокого совершенства композиционного построения узоров и его технического исполнения. Узоры рисовали на лайке или каргоне, затем вырезали, прикрепляли к натянутой на пяльцы ткани и зашивали золотой или серебряной нитями. Для каждого украшаемого изделия использовался определенный прием застила: сплошной - заминдузи, по вырезанному рисунку на свободном фоне - гульдузи, каждая часть узора расшивалась определенным швом, их было известно свыше тридцати.

Одежду с золотым шитьем носила самая богатая и знатная местная аристократия, и совершенно естественно, что этот вид искусства носил в себе черты торжественности и парадности, нередко переходящих в орнаментальную перенасыщенность. В настоящее время золотым шитьем украшают детали парадного туалета: нарядные тюбетейки, женские безрукавки, туфли, сумочки, а также футляры для очков, чехлы для диванных подушек, переплеты для альбомов, декоративные покрывала и т.д.

Материалы и инструменты

Основным материалом для шитья, мастера вышивали  на бархате темных тонов вишневого, синего, лилового, коричневого, малинового цветов. Мягкая глубина бархата усиливала декоративный эффект золотого шитья, по контрасту выявляла особенности сложного ажурно-рельефного узора. Изготовление золотых и серебряных нитей  для украшения тканей. В золотом шитье применялись: блестки- «пулякча», жемчуг и драгоценные камни.

Инструментарий, употребляющийся в золотошвейном деле, пяльцы – кор-чуб для различных категорий золотошвейных работ. Кор-чуб состоит из двух продольных граненых деревянных брусьев длиною до 320см. При помощи поперечных подвижных планок «шамширак» - «сабелька» на концах кор-чуба по мере необходимости можно было регулировать ширину пяльцев, на пяльцы натягивалась бязевая основа, и снималась уже вместе с уже вышитым предметом.

Одежду с золотым шитьем носила самая богатая и знатная местная аристократия, и совершенно естественно, что этот вид искусства носил в себе черты торжественности и парадности, нередко переходящих в орнаментальную перенасыщенность. В настоящее время золотым шитьем украшают детали парадного туалета: нарядные тюбетейки, женские безрукавки, туфли, сумочки, а также футляры для очков, чехлы для диванных подушек, переплеты для альбомов, декоративные покрывала и т.д. 

 

 

Золотое шитьё Узбекистана

В мире золотое шитье было известно уже более 20 веков. Одним из мировых золотошвейных центров была и территория современного Узбекистана. Подтверждением тому служат остатки золотого шитья, найденные на раскопках в Ташкентской области. По преданию, золотое шитье знали в Согдиане еще до появления шелка. Арабы, завоевавшие Центральную Азию в восьмом веке, отмечали обилие золотого шитья в одеждах согдийской знати. 

Золотое шитье в Узбекистане достигло особого расцвета в XIX в. Центром золотошвейного промысла была Бухара. Из литературных источников известно, что во 2-й половине XIX в. в резиденции бухарского эмира Арке существовала большая придворная мастерская золотошвеев. Кроме того в эти годы уже функционировало более 20-ти крупных частных мастерских. Исторические материалы свидетельствуют о том, что золотошвейным ремеслом в этот период занимались, главным образом, мужчины. Но если заказов было слишком много, то в роли помощниц нередко выступали и женщины - близкие родственницы мастеров. 

Работали мастера, сидя на полу, на ватной подстилке. Изделия вышивались на особых деревянных пяльцах в виде прямоугольной рамы. Особый интерес представляют бухарские парадные золотошвейные халаты - зарчапаны, которые поражают декоративностью и орнаментальным разнообразием - ни один халат не повторяет другого. Такие халаты носили бухарские эмиры и знать. Шились и так называемые подарочные халаты, которые дарились эмиром в знак милости, входили в перечень посольских даров. Эмир и его приближенные во время парадных выездов одевались в золото буквально с головы до ног. Тюбетейка-кулох, чалма, халат, камзол, штаны, пояс, сапоги-махси, кауши и даже портянки были покрыты золотыми узорами. Случалось, что повелитель надевал на себя разом два или три халата, для чего они специально шились объемной формы. Золотом сверкали попоны и чепраки на лошадях. 

Золотошвейные халаты шили из местного или привозного однотонного бархата разных цветов - синего, красного, бордового, зеленого. Вышивка производилась металлическими нитями - калебатун - очень узкая тонкая полоска металла или серебряная тонкая расплющенная проволока, в ряде случаев покрываемая позолотой, туго накрученная на шелковую или бумажную нить. Золото издревле символизировало солнечный свет, бессмертие, поэтому и было очень популярно в высших слоях общества. Кроме металлических нитей, применялся цветной крученый и некрученый шелк, аппликации из бархата и шелка, рельефные розетки - кубба и кубба олмаси, выполняемые из золотых нитей и имитирующие ювелирные украшения. Нити накладывались поверх ткани параллельными рядами и прикреплялись к основе шелковыми или бумажными нитками. 

Кроме одежды, золотым шитьем украшали и предметы домашнего обихода: лула-болиш - подушки-валики, такяча - наволочки для подушек, джойпуш - покрывала на свадебную постель, тахмонпуш - занавеси для ниш, джойнамоз - молитвенные коврики, чимиллик - занавески для отделения части помещения. 

Орнаменты золотого шитья чрезвычайно богаты и разнообразны. Среди них распространены как растительные, так и геометрические мотивы. Некоторые элементы узоров имеют в своей основе природное или космогоническое представления. Таковы кубба (куполок), мох (луна), ситора (звезда), нишон (круг) и др. С большим художественным вкусом вышивались каллиграфические надписи, которые размещали в кайме отдельных композиций. 

Изготовлялась также и женская золотошвейная одежда - более легкая, облегающая. Славились бухарские золотошвейные жилеты, которые женщины надевали поверх платья. Платья украшали тесьмой пешкурта, представляющей собой золотошвейную полоску длиной 110-120 см, шириной 8-10 см, разрезанную пополам по продольной оси. 

Большое внимание уделялось и украшению головных уборов, наиболее распространенным видом которых были тюбетейки. Специфической бухарской разновидностью тюбетеек является золотошвейная тюбетейка - каллапуши зардузи, одна из составляющих костюма придворной знати, а позже ставшая обязательным элементом свадебного костюма и наряда мальчика по случаю обрезания. 

Роскошные золотошвейные изделия украшали драгоценными и полудрагоценными камнями: бриллиантами, изумрудом, жемчугом, топазами, рубинами, сапфирами. Широко применяли и ювелирные украшения: золотые, серебряные и позолоченные бляшки различной формы. Популярны были круглые куполки "куба" из серебра с позолотой и украшенные блестками "пулякчи". 

Золотые узоры бухарских умельцев украшают экспозиции музеев Узбекистана, хранятся в музеях зарубежных государств - в России, Индии, Индонезии, Китае, Шри-Ланка и других. Бухарские зардузы - непременные участники международных выставок. Их изделия восхищали зрителей Великобритании, США, Индии, Японии, Бельгии, Сирии, Шри-Ланка, Германии, Франции, потому что созданная руками мастеров и мастериц роскошь золотого шитья на фоне вишневого или темно-синего бархата живо напоминает о сказочном богатстве живых традиций узбекского народного искусства. 

В настоящее время, с возрождением национальных традиций и ремесленничества, золотошвейное искусство обретает новую жизнь. Сейчас этим видом искусства заняты в основном женщины. Золотошвейные мужские халаты стали обязательной частью свадебного костюма жениха, их надевают в особо торжественных случаях, дарят почетным гостям и т.д. Золотым шитьем украшают детали парадного туалета: нарядные тюбетейки, женские безрукавки, туфли, сумочки, а также футляры для очков, чехлы для диванных подушек, переплеты для альбомов, декоративные покрывала, а также изделия крупных монументальных форм - большие настенные панно с изобразительными мотивами из современной жизни, театральные занавеси.