САМАРКАНДСКОЕ МЕЖОБЛАСТНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ НАРОДНОГО - ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА "УСТО" 


Пятница, 03.05.2024, 19:02

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Узбекистан | Регистрация | Вход

Искусство ковроткачества в Самарканде

       Традиции народного ковроткачества Самарканда необычайно древние, они результат труда и творческих поисков многих поколений. Ковры, создаваемые многочисленными мастерицами, работающими на дому, в основном, в сельских местностях Самарканда, совершенны и по технике, и по своему художественному оформлению. Народные мастерицы заботливо хранят и талантливо развивают прекрасные художественные традиции ковроткачества.

Узбекские ковровые изделия делятся на три вида - ковры коротковорсовые гилям, длинноворсовые джульхирс и паласные ткани. Для коротковорсовых ковров характерна глубокая красно-коричневая гамма, освещаемая гармонично сочетающимися огоньками цветных деталей основных медальонов, чаще всего геометрической формы. Лучшие экземпляры узбекских коротковорсовых ковров высоко оцениваются за свои декоративные качества, глубину и прозрачность тонов, своеобразную простоту орнаментики. Издавна распространен среди узбекского сельского населения длинноворсовый ковер джульхирс. Этот вид коврового искусства не был известен в ковроткачества других народов Средней Азии. Ныне он приобретает широкую популярность за свои декоративные качества и отчасти за перекличку с модными тенденциями мирового ковроткачества, расширяющего производство длинноворсовых ковров. Джульхирсы монументальны по композиции, просты по орнаменту, эффектны по колориту. Разнообразны паласные ткани Самарканда. В числе их видов кохма - ткань, состоящая из гладких полос разного цвета, терма и гаджари, тканные в узор разными приёмами "переборной техники" и орнаментируемые рядами мелких геометрических или геометризованных растительных орнаментов с зооморфными мотивами, араби, выполняемая так называемой ,,зазорной" техникой. Все виды паласных тканей иногда дополняются приемом накладною рисунка. Эта сложная и трудная техника, создающая впечатление вышивки, называется бешкашта. За последние полвека техника и орнаментация паласов араби получила большое распространение не только в среде узбекского населения, но и населения всех среднеазиатских республик.

До начала XX века ковроткачества было исключительно женским домашним промыслом сельского населения страны. В городах ковров не выделывали, хотя спрос на ковры здесь был тоже устойчив и высок, удовлетворяли его за счет ввоза ковров из соседних районов Средней и Передней Азии. В советское время были созданы ковровые мастерские при промысловых артелях республики, а с 1960 г. - небольшие фабрики в Хиве, Андижане, Шахрисабзе. Однако ручное домашнее ковроткачества по-прежнему популярно среди населения Узбекистана.

Резьба по ганчу в творчестве народных мастеров Самарканда представлена богатейшим арсеналом орнаментальных растительно-геометрических арабесковых построений, решенных в манере плоскорельефной резьбы. Особую отрасль в ганчевой резьбе узбекских мастеров составляет сложное искусство изготовления , объемных сталактитообразных карнизов - шарафа, оформляющих переход от стены к плоскому потолку или к круглому, высокому куполу, зачастую заполняющих этот купол. Такие карнизы, потолки, своды богато украшались полихромной росписью. Другим видом декоративных ганчевых работ является ажурная резьба решеток - панджара. При изготовлении карнизов и решеток мастера пользовались способом отливки.

В основе искусства и техники исполнения резьбы по ганчу, содержащему большой процент гипса, лежит его способность к быстрому схватыванию. Ганч проходит сложную обработку, важнейшими процессами которой являются обжиг, очистка, замешивание ганчевого порошка с добавлением растительного клея.

По сырой ганчевой штукатурке режут острыми металлическими резцами, прорезая сначала контур узора, затем углубляя фон и отделывая рельеф. Существуют различные традиционные приемы обработки рельефа острыми или овальными срезами, тонкими врезками. Разновидности бесфоновой трехгранновыемчатой резьбы используются узбекскими мастерами преимущественно в обрамлениях. Используя пластические свойства сырого ганча и его прочность после схватывания, мастера добиваются изящной разработки узорного рельефа, особенно в оформлении цветочных розеток.

Художественные возможности ганча разнообразны. Оригинальная техника цветного ганча насчитывает целый ряд приемов резьбы по двухцветной или многоцветной штукатурке. Известно, Ганч что эти приемы широко использовались в средневековой Бухаре, в Самарканде. Стремление к полихромности резного узора выражалось в подцветке белого ганча холодными голубовато-синими или теплыми оранжево-красными тонами. Мастера знают, как оживить белый холодный ганч, как наполнить его ритмами и мотивами своей фантазии, как найти в нем певучую пластику рельефного узора, как создать гармонию капризного материала и стремительно бегущей узорной линии. Пережив традиционную каркасную систему местного зодчества и не исчерпав своих художественных возможностей, орнаментальная резьба по ганчу и дереву, не утрачивая ценнейших локальных черт, продолжает жить в новой архитектуре, активно включаясь в стремительную динамику современного строительства. Это искусство нередко находит удачные пути своего развития, осваивая новые масштабы монументальных сооружений, наполняя своеобразием национального звучания пространственные решения современных общественных зданий. В наши дни резной ганч выполняется и вручную и механизированным способом отливки.

                                                Резьба по дереву в Самарканде
Резьба по дереву в Самарканде производится на самом обширном ассортименте изделий - от массивных потолочных балок до крошечных детских амулетов.

Развитие этого искусства в прошлом связано с оформлением конструкций и деталей местного зодчества, где сама стоечно-балочная система перекрытий предполагает широкое использование древесных материалов. В дверь массовом традиционном зодчестве Х1Х-ХХ вв., о котором можно судить по подлинным образцам, резное дерево порой являлось единственным декоративным элементом в украшении дверей, ставен, ворот, потолочных балок, колонн на крытых террасах - айван, шийпан.

Играя значительную роль в архитектурном декоре Самарканда , резное дерево находило также широкое применение в изготовлении предметов обихода, подставок, сундучков для складывания одеял, шкафчиков, шкатулок, пеналов, нарядных низеньких столиков хан-тахта, национальных музыкальных инструментов, а также декоративных многогранных столиков, тумбочек, пользовавшихся большим спросом у европейского населения городов во второй половине XIX и в начале XX вв.

В орнаментальной плоско-рельефной резьбе при всем богатстве и разнообразии рисунков мастера различают три основные стилевые композиционные группы: «багдади», «ислими» и «пардози». Каждую группу характеризуют свойственные ей орнаментальные мотивы и композиционные построения, приемы резьбы и эффекты узорного рельефа.

Особую разновидность тонкой фоновой резьбы представляет собой резьба «пардози», в основе которой лежит геометрическая сетка из кругов, квадратов, треугольников.

Образцы «пардози» представлены ниже произведениями замечательногоСамаркантского резчика Сохиб Назаров Нарсулло народный мастер Узбекистана являщимся 7 поколений народный мастером и знаменитых Самаркандских мастеров Асадовых Миркамол и Миржамол, Абраров Мирхабиб, Барнаев Акбархон, каторый каждый из имеет по 10-15 учеников, являещимся челеном академий художников Узбекистана. Эти мастера свободно владеет всеми видами резьбы, включая традиции потомственные школа Самарканда резьбы по дереву.

Для резьбы в Самарканде используются лучшие местные пордозы деревьев орех, чинара (платан), карагач (разновидность вяза), арча (можжевельник), шелковица, тополь, абрикос и др. Современные мастера используют также привозные породы, главным образом бук, дуб, сосну.

Выявление и сохранение красоты древесины - один из принципов работы узбекских народных мастеров. Густые узоры резьбы, разнообразя рельефом поверхность древесины, не нарушают ее естественной красоты, а выявляют особенности фактуры и цвета. Узбекский резчик чаще всего лишь тщательно зачищает поверхность рельефа, а в резьбе различных декоративных изделий использует легкую тонировку и прозрачные лаки, которые сохраняют тонкое кружево резного узора, сообщая ему большую выразительность.

Резьба по дереву в Самарканд была связана с украшением кочевого «Шёлкового пути» жилища - юрты, резьбой украшались двери, предметы интерьера - шкафчики, подставки под продукты, посуда, музыкальные инструменты, конская сбруя, орудия труда. Самарканд резьба по дереву носит орнаментальный характер с преобладанием геометрических, растительных и зооморфных мотивов, нередко архаического типа. Самаркандские мастера в прошлом широко применяли в работах по дереву накладную кость, отделанную геометрической гравировкой, и своеобразную инкрустацию красным сукном, эффектно сочетая эти приемы с плоскорельефной резьбой. Древесина при этом окрашивалась в темно-коричневые и черные тона. В наше время резное дерево, естественно, не является столь же популярным декором, как в прошлые века, но оно остается живым и развивающимся видом национального искусства. Сохраняют свое художественное значение знаменитые в прошлом хивинская и кокандская школы резчиков, интересно и многообразно творчество ташкентских мастеров. Художественная обработка дерева не забыта современными мастерами и художниками Самарканди. Резчики продолжают работать, изготавливая музыкальные инструменты и многочисленные предметы утвари. С народной традицией резьбы по дереву связано и современное искусство деревянной скульптуры, активно развивающееся в современной Самарканди.

                                                                         Золотое шитье Самарканда
Представление о вышивальном искусстве Самарканда будет неполным без его редкого вида - золотого шитья. Свой наивысший расцвет это искусство получило в Бухаре в середине прошлого века, где в мастерских дворца эмира искусные мастера изукрашивали роскошные одежды правителя и его свиты. Золотошвеями были как правило мужчины, передававшие ремесло по наследству своим сыновьям. Золотыми и серебряными нитями расшивались мужские халаты, чалмы, тюбетейки, шальвары, обувь; из женской одежды: платья, - халаты, головные повязки - пешанабанд, платки, сапожки, туфли. Вышивка золотом с вкраплениями самоцветов и мелких металлических куполков кубба обильно украшала предметы убранства дворцового интерьера, а также конские попоны и чепраки. шитье

Искусство золотого шитья в середине XIX века достигло высокого совершенства композиционного построения узоров и его технического исполнения. Узоры рисовали на лайке или каргоне, затем вырезали, прикрепляли к натянутой на пяльцы ткани и зашивали золотой или серебряной нитями. Для каждого украшаемого изделия использовался определенный прием застила: сплошной - заминдузи, по вырезанному рисунку на свободном фоне - гульдузи, Каждая часть узора расшивалась определенным швом, их было известно свыше тридцати.

Вышивали мастера на бархате темных тонов вишневого, синего, лилового, коричневого, малинового цветов. Мягкая глубина бархата усиливала декоративный эффект золотого шитья, по контрасту выявляла особенности сложного ажурно-рельефного узора. Одежду с золотым шитьем носила самая богатая и знатная местная аристократия, и совершенно естественно, что этот вид искусства носил в себе черты торжественности и парадности, нередко переходящих в орнаментальную перенасыщенность. В настоящее время золотым шитьем украшают детали парадного туалета: нарядные тюбетейки, женские безрукавки, туфли, сумочки, а также футляры для очков, чехлы для диванных подушек, переплеты для альбомов, декоративные покрывала и т.д.

Производятся эти изделия на золотошвейной фабрике в Бухаре, за время существования которой искусством золотого шитья овладели женщины. Создаются на фабрике и масштабные уникальные изделия - театральные занавесы, нарядные настенные панно.