САМАРКАНДСКОЕ МЕЖОБЛАСТНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ НАРОДНОГО - ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА "УСТО" 


Пятница, 03.05.2024, 22:28

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Резьба по ганчу | Регистрация | Вход

Резьба по ганчу

Резьба по ганчу (гипс) в творчестве народных мастеров Самарканда представлена богатейшим арсеналом орнаментальных растительно-геометрических арабесковых построений, решенных в манере плоскорельефной резьбы. Особую отрасльв ганчевой резьбе узбекских мастеров составляет сложное искусство изготовления , объемных сталактитообразных карнизов - шарафа, оформляющих переход от стены к плоскому потолку или к круглому, высокому куполу, зачастую запо лняющих этот купол. Такие карнизы, потолки, своды богато украшались полихромной росписью. Другим видом декоративных ганчевых работ является ажурная резьба решеток - панджара. При изготовлении карнизов и решеток мастера пользовались способом отливки.

В основе искусства и техники исполнения резьбы по ганчу, содержащему большой процент гипса, лежит его способность к быстрому схватыванию. Ганч проходит сложную обработку, важнейшими процессами которой являются обжиг, очистка, замешивание ганчевого порошка с добавлением растительного клея.

По сырой ганчевой штукатурке режут острыми металлическими резцами, прорезая сначала контур узора, затем углубляя фон и отделывая рельеф. Существуют различные традиционные приемы обработки рельефа острыми или овальными срезами, тонкими врезками. Разновидности без фоновой трехгранно-выемчатой резьбы используются преимущественно в обрамлениях. Используя пластические свойства сырого ганча и его прочность после схватывания, мастера добиваются изящной разработки узорного рельефа, особенно в оформлении цветочных розеток.

Художественные возможности ганча разнообразны. Оригинальная техника цветного ганча насчитывает целый ряд приемов резьбы по двухцветной или многоцветной штукатурке. Стремление к полихромности резного узора выражалось в подцветке белого ганча. Мастера знают, как оживить белый холодный ганч, как наполнить его ритмами и мотивами своей фантазии, как найти в нем певучую пластику рельефного узора, как создать гармонию капризного материала и стремительно бегущей узорной линии. Пережив традиционную каркасную систему местного зодчества и не исчерпав своих художественных возможностей, орнаментальная резьба по ганчу и дереву, не утрачивая ценнейших локальных черт, продолжает жить в новой архитектуре, активно включаясь в стремительную динамику современного строительства. Это искусство нередко находит удачные пути своего развития, осваивая новые масштабы монументальных сооружений, наполняя своеобразием национального звучания пространственные решения современных общественных зданий. В наши дни резной ганч выполняется и вручную и механизированным способом отливки.

Один из основоположников резьба по ганчу в конце 19 столетия усто Ширин Муродов из Бухары. Он был почетный академик Узбекистана, выдающийся его ученики из Самарканда были усто Ширмухамедов Ибрагим, Негмат Усматов заслуженные работники культуры Рес Узбекистан Анвар Кулиев, лауреат государственный премии имени «Хамзы». Выше указные народными мастерами была выполнена уникальными Самаркандскими и Бухарсками школами резьба по ганчу академический театр имени Алишера Навои и театр Мукуми в городе Ташкента. Ученики усто Ширин Мурадова в основном уникальный техника резьба по ганчу многочисленные памятники архитектуры в том числе Самарканде по восстановление памятников по восстановление Шарафа «Сталактидов, Муканарси, Ироки» и ряд архитектурные элементы как памятник Шердор, Тиллякори, Медресе Улугбек на площади Регистане, комплекс Ансабль Шохи Зинда и многочисленные памятники Самарканда.

В данное время Объединение Усто продолжает ученики Ибрагим Шермухамедова и Анвар Кулиева, Мирзаев Саидали, Народный мастер Узбекистана, Джалолов Хожикурбон, Нажмиев Амриддин которые являются бригадирами резьбы по ганчу имеет в каждом бригаде по 40-50 учеников. Ими выполнена комплекс Имама-аль-Бухари, входной портал мавзолей Гур Эмир, комплекс Шохи-Зинда, дом молодёжи города Ташкента, комплекс Аль-Термизи, музей археология, Амфитеатр городе Термезе, гостинца Метрапол в городе Москве, центральная аптека и ЗаГс города Днепроджинский Украине, шолковый камбинат абрешим Таджикистане, санатория Узбекистан Ялта и Кисловодский и многое другие.